РУС БЕЛ ENG

Сохрани свое здоровье

Осторожно, грипп! (памятки)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

 

Учитывая распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата среди детей и подростков, рост количества подобных нарушений в период их обучения в учреждениях образования, а также значимость для формирования здоровья ребенка, профилактика данных нарушений у детей является важной задачей.

Под влиянием различного рода нагрузок нарушения опорно-двигательного аппарата прогрессируют, постепенно приобретают стойкий характер, что приводит к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смещением внутренних органов.

У детей с нарушениями осанки, как правило, снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, как следствие, может привести к недостаточному снабжению кислородом головного мозга.

Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани.

Сформированные дефекты позвоночного столба и стопы после окончания полового созревания и окончания роста исправить консервативными способами невозможно. Поэтому оптимальное время профилактических воздействий – период интенсивного роста ребенка.

Скачки развития нарушений опорно-двигательного аппарата чаще всего происходят в периоды интенсивного роста ребенка. Это возраст с 5 до 7 лет и с 12 до 16 лет, который совпадает с периодом полового созревания.

Плоскостопие у детей также является достаточно серьезной проблемой. Здоровая стопа – это первично-системный элемент удержания тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей и подростков в период их обучения в учреждениях образования обеспечивается взаимодействием педагогических работников, медицинских работников и родителей (законных представителей) обучающихся.

Организация оказания медицинской помощи в учреждениях образования осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 1925 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте до 18 лет».

Фактический объем работ, выполняемых медицинскими работниками в учреждениях образования, зависит от типа (вида) учреждения образования, возраста и контингента обучающихся, режима работы учреждения образования.

Основные направления деятельности медицинских работников в учреждениях образования:

динамическое наблюдение за условиями обучения и воспитания обучающихся в организованных коллективах;

работа по формированию здорового образа жизни у обучающихся;

разработка мер совместно с администрацией учреждения образования по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья обучающихся;

контроль совместно с руководителем учреждения образования соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в учреждениях образования;

определение противоэпидемических мероприятий.

В рамках своих обязанностей медицинские работники осуществляют контроль за рассаживанием обучающихся в группах, классах (соответствие мебели росту, строению и особенностям развития опорно-двигательного аппарата обучающегося), освещением помещений (естественное и искусственное), в которых осуществляется образовательный процесс, соблюдением зрительного и двигательного режима, организацией питания, физического воспитания, дают рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по формированию здорового образа жизни, закаливанию и оздоровлению с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей развития ребенка.

Специалисты учреждений государственного санитарного надзора осуществляют надзор за выполнением соответствующих положений, установленных:

общими санитарно-эпидемиологических требованиями к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»;

специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206;

санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8.

Педагогическая составляющая по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков направлена на обеспечение в учреждениях образования здоровьесберегающей среды, что реализуется посредством выполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также формирования у обучающихся правильных поведенческих привычек, в том числе правильной рабочей позы и привычки соблюдать оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности.

В учреждениях образования для решения задач физического воспитания должно использоваться разнообразное стационарное и переносное спортивное оборудование, инвентарь для организации и проведения физических упражнений и спортивных игр в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков, занятий (игр) – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Правильная симметричная посадка производится последовательно, начиная с положения стоп:

стопы в опоре на полу;

колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);

равномерная опора на обе половины таза;

туловище периодически опирается на спинку стула;

между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);

голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

предплечья симметрично и свободно лежат на столе, плечи симметричны;

при письме – положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть ориентирован на середину груди.

С целью снижения объема статических нагрузок на опорно-двигательный аппарат обучающихся в процессе уроков, занятий (игр) педагогическим работникам необходимо предусматривать включение в образовательный процесс различных ситуаций, методов, приемов, направленных на снижение физиологической и психологической затратности образовательного процесса, которые предусматривают:

увеличение объема двигательной активности обучающихся во время уроков, занятий (игр);

включение в содержание урока, занятия (игры) элементов активной и пассивной профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрительного утомления;

создание дополнительных возможностей для работы в позе стоя (для учащихся), предусматривающих смену деятельности, места организации занятия (игры) (за столом, на ковре, у доски и пр.) (для воспитанников);

повышение познавательной активности в ходе урока, занятия (игры);

снижение уровня тревожности обучающихся.

Укрепление мышечно-связочного аппарата детей и подростков обеспечивается в рамках реализации содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования в разных возрастных группах воспитанников, учебного предмета «Физическая культура и здоровье»; двигательной активностью в режиме дня; в ходе организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; правильно организованной досуговой деятельности.

В образовательном процессе учреждений дошкольного образования (в рамках организации специально-организованной и нерегламентированной деятельности) возможно использование различных игровых методов и приемов, тренажеров и приспособлений для формирования правильной осанки.

Педагогическим работникам необходимо обращать особое внимание на обучающихся, которые жалуются на головные боли, становятся раздражительными, быстро устают. Эти проявления могут быть следствием чрезмерного напряжения цилиарной мышцы при длительной работе на близком расстоянии и спазма аккомодации, который сохраняется в течение длительного времени и, как правило, усугубляется неудовлетворительным общим состоянием ребенка.

В данной ситуации первоочередным профилактическим мероприятием является личностно-ориентированный подход к обучающимся и коррекция объема учебной нагрузки с учетом возрастных и физиологических возможностей каждого конкретного ребенка.

На родительских собраниях воспитатели дошкольного образования и классные руководители должны обращать внимание родителей (законных представителей) обучающихся на солидарную ответственность за охрану здоровья детей и отмечать необходимость взаимоконтроля и преемственности в действиях семьи и учреждения образования.

Семья является наиболее значимым социальным фактором, определяющим процесс формирования (сохранения) здоровья обучающихся, поскольку именно в семье у ребенка складываются навыки и поведенческие стереотипы, оказывающие влияние на здоровье, а также индивидуально-психологические качества, определяющие отношение к здоровому образу жизни. Наиболее зависимыми от семейных факторов являются девочки, так как они, как правило, повторяют материнские установки по сохранению и поддержанию здоровья.

При изучении влияния внутрисемейной среды установлено, что дети, условия жизнедеятельности которых получали отрицательную гигиеническую оценку, достоверно чаще имели патологию со стороны зрительного анализатора и костно-мышечной системы.

Можно выделить основные составляющие условий и образа жизни ребенка, оказывающие значительное влияние на его здоровье:

образ жизни родителей;

внутрисемейная атмосфера;

качество питания;

организация личного пространства ребенка в квартире;

режим дня;

качество организации досуга.

Поэтому образ жизни и поведение родителей должны определяться осознанием здоровья как ценности и целенаправленными действиями по его поддержанию и укреплению.

Преобладание статического компонента в досуговой деятельности, низкая физическая активность неизбежно приводят к ослаблению общего мышечного тонуса.

Следует учесть, что негативные эмоции, появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия способствуют формированию неправильной осанки. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов.

Для развития у ребенка нарушений опорно-двигательного аппарата, как правило, необходимо сочетание трех условий: предрасположенности, подверженности и наличия внешнесредовых провоцирующих факторов, поэтому первоочередная задача родителей – создание профилактического пространства в семье.

Наряду с мероприятиями по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, большое значение имеет воспитание у детей и подростков активного отношения к формированию устойчивых навыков здоровьесберегающего поведения. Эта работа выполняется во взаимодействии медицинской, педагогической, психологической и внутрисемейной составляющих. При этом семье принадлежит приоритет в:

обеспечении оздоровительной среды и консолидации отношения членов семьи к формированию здоровья;

воспитании осознанного принятия ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;

исключении факторов социального риска внутри семьи;

определении траектории образования ребенка, объема дополнительного обучения и прогнозировании последствий умственных, физических и эмоциональных перегрузок;

ограничении времени на досуговые занятия с преобладанием статического компонента и нагрузкой на зрительный анализатор (просмотр телевизионных передач, использование компьютера, гаджетов в досуговой деятельности и т.п.);

контроле за выполнением адресных профилактических мероприятий и врачебных назначений;

организации полноценного питания;

формировании правильных пищевых предпочтений, основанных на выработке у детей и подростков соответствующей мотивации пищевого поведения, характеризующейся ориентацией на неупотребление различных продуктов системы «fast foods», чипсов, газированных напитков и т.п.;

формировании потребности в физической активности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, а анатомо-функциональное состояние опорно­двигательного аппарата организма. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.

Основным средством профилактики нарушений осанки является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также гимнастические упражнения. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а гимнастические упражнения необходимо выполнять, как в домашних условиях, так и в условиях учреждения образования или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача лечебной физической культуры.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия

Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. После обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.

Рабочее место (место для игр, занятий) ребенка в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);

высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;

обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.

Необходимо контролировать рабочую позу ребенка во время письма и чтения, обучения, занятий игровой деятельностью за столом, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, использование гаджетов, отдых ребенка.

Следует бороться с неправильными позами, такими, как:

косое положение плечевого пояса при письме;

левая рука свешена со стола;

косое положение таза;

ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу;

ребенок стоит с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

Освободить ослабленного ребенка, имеющего нарушения осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Обеспечить активный отдых ребенка в свободное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ (рекомендации для родителей)

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, двигательную, балансировочную. Уплощение свода стопы влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:

на подошве, в центре внутреннего продольного свода;

на тыльной поверхности стопы;

под лодыжками;

в мышцах голени, вследствие их перегрузки;

в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;

в области поясницы.

В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.

Предохранение детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо правильно организовать режим ребенка с максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, в чередовании с ходьбой по траве, песку (в теплое время года), использование специальных «дорожек здоровья» с разной поверхностью (гладкая и выпуклая), закаливание стоп и др.).

Обучение детей рациональным навыкам ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

Обеспечение обувью, отвечающей гигиеническим требованиям. Обувь для детей должна:

соответствовать температуре и времени года, виду деятельности ребенка;

обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;

обладать эластичностью, не стеснять движения ребенка;

быть достаточно прочной и устойчивой;

соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев;

каблук должен быть не более 2-4 см для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).

Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп ребенку важно:

не носить мягкую обувь, например, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с низким носком;

не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий;

обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон, быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.

Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.

В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, тренируются мышцы и сосуды нижних конечностей.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Упражнения в ходьбе:

ходьба на носках;

ходьба на наружном своде стопы;

ходьба «гусиным шагом»;

ходьба на носках в полуприседе;

ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;

ходьба на носках с высоким подниманием бедра;

ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;

ходьба по ребристой доске;

ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;

ходьба по наклонной плоскости на носках;

ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;

танцевальные шаги на носках и др.

Упражнения из исходного положении стоя:

приподнимание на носках на обеих ногах и попеременно на каждой ноге;

перекат с пятки на носок и обратно;

полуприсед и присед на носках;

полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;

поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног и др.

присед, стоя на гимнастической палке;

Упражнения из исходного положении сидя:

сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;

сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;

сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;

сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;

сед по-турецки;

захватывание пальцами матерчатого коврика;

перебрасывание (прокатывание) друг другу мячей ногами.

Упражнения из исходного положения:

лежа, оттягивание носков;

лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;

лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;

лежа, круговое движение стоп;

лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;

лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;

лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;

лежа, плавание стилем «кроль».

Упражнения для занятий подбираются с учетом возрастных особенностей развития ребенка, содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования, учебного предмета «Физическая культура и здоровье».

Кроме этого, полезно летом чаще ходить босиком по песку, воде, мелкому (крупному) гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом.

Необходимо уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму, воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ:

«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы, листы бумаги).

«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку

«Художник» – сидя на стуле (гимнастической скамейке), захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги «картину»;

«Барабанщик» – сидя, постукивать пальцами стоп по полу.

«Эквилибрист» – сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.

«Кораблик» – сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше).

«Маляр» – сидя, поглаживать областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы и др.

 

свернуть

Осторожно - менингит!

Опасный и коварный менингококк!

 

 

Менингококковая инфекция, в быту известна как менингит, занимает особое место в инфекционной патологии, продолжая оставаться актуальной для 150 стран мира, в том числе и для Республики Беларусь, что связано с тяжестью заболевания и регистрацией летальных случаев от данной инфекции.

Самые высокие показатели заболеваемости отмечаются в так называемом «менингитном поясе» Земли – на территории Африки к югу от Сахары, начиная от Сенегала на западе, до Эфиопии на востоке.

Ежегодно в Республике Беларусь менингококковой инфекцией заболевает около 70 граждан нашей страны. Несмотря на современные способы и средства лечения, эта коварная инфекция редко, но уносит жизни, главным образом, детей.

В мае текущего года в Гродненской области существенно ухудшилась эпидемиологическая ситуация по заболеваемости менингококковой инфекцией: зарегистрировано 3 случая генерализованой формы менингококковой инфекцией, в т.ч. 1 случай в г. Гродно, 3 случая носительства грамотрицательного диплококка  рода Neisseria и 1 случай менингококкового назофарингита. К сожалению, заболевание у ребенка до 1 года закончилось летальным исходом.

Группа риска – дети, особенно в возрасте до 2 лет. На детское население приходится около 60 % всех случаев заболевания.

Источник инфекциичеловек, инфицированный менингококком. Наибольшую опасность представляют люди, не имеющие клинических проявлений болезни – бактерионосители, а также больные назофарингитом.

Путь передачивоздушно-капельный (при кашле, чихании, разговоре).

Инкубационный период составляет от 2 до 10 дней.

Первые признаки болезни ничем не отличаются от обычной простуды: насморк, кашель. Затем появляются три главных симптома: высокая температура тела до 38-40 градусов, внезапные приступы рвоты не приносящие облегчения и сильная головная боль. Появляется и характерная для таких больных поза: они лежат, запрокинув голову назад, ноги поджаты к животу. При попытке наклонить голову к груди отмечается сопротивление, напряжение мышц шеи и затылка. У грудных детей заболевание может проявляется в виде постоянного монотонного плача, выбуханием родничков на голове, скованностью в теле, особенно в области шеи, зачастую ребенок отказывается от еды.

 

Грозный симптом, на который обязательно необходимо обращать внимание – появление сыпи звездчатой формы, с неровными краями, слегка выступающей над поверхностью кожи, багрового цвета. Она может быть различных размеров – от едва заметных пятен, до крупных кровоизлияний в кожу. Локализация – туловище, конечности, ягодицы. В данном случае необходима СРОЧНАЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ больного в реанимационное отделение инфекционного стационара. Своевременная диагностика и неотложная помощь решают судьбу больного

Варианты проявления инфекции:

  1. Бактерионосительство самая распространеннная форма инфекции. Клинические проявления заболевания отсутствуют, однако возбудитель размножается на слизистых носоглотки и выделяется с носоглоточной слизью во внешнюю среду.
  2. Острый назофарингит развивается при снижении активности иммунитета. Характеризуется невысоким подъёмом температуры тела в течение 3-5 дней, необильными выделениями из носа, заложенностью носа, охриплостью голоса, покраснением, отечностью задней стенки глотки.
  3. Генерализованная форма– характерно острое и бурное начало на фоне полного здоровья. Когда организм ослаблен, менингококк прорывает защиту слизистых оболочек носоглотки и попадет в кровь, распространяется с её током, повреждая различные органы (кожу, мозговые оболочки, суставы, сетчатую оболочку глаза, надпочечники, легкие, миокард и другие органы). Так развиваются менингит, менингококцемия, менингоэнцефалит.

Меры профилактики!

  • своевременное лечение хронических заболеваний верхних дыхательных путей;
    • частые прогулки на открытом воздухе;
    • соблюдение правил личной гигиены;
    • избегание (по возможности) посещения мест массового скопления людей, поездок в общественном транспорте (особенно с маленькими детьми);
    • проведение регулярной влажной уборки и систематического проветривания помещений;
    • полноценное и сбалансированное питание, закаливание организма;
    • учитывая внезапное начало и тяжесть заболевания менингококковой инфекцией, необходимо при первых его признаках как можно раньше обращаться за медицинской помощью и не отказываться от госпитализации в случае, если врач настаивает это сделать.

Самый эффективный способ профилактики – вакцинация!

В настоящее время вакцинация против менингококковой инфекции доступна для граждан Республики Беларусь, в том числе в г. Гродно, и осуществляется на платной основе. Лица в возрасте от 9-ти месяцев до 55-ти лет могут привиться иммунобиологическим лекарственным препаратом «Менактра» (страна производства США). Важно помнить, что вакцинация не всегда предупреждает заболевание, но она однозначно предотвращает тяжелое течение и развитие неблагоприятного исхода.

Для предварительной записи на вакцинацию необходимо обратиться в амбулаторно-поликлиническую организацию по месту жительства к участковому педиатру (терапевту).

 

 

 

 

ГУ «Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии»

 

свернуть

Профилактика острых респираторных инфекций и гриппа

Осенняя непогода, зимние холода, неустойчивая погода весной всегда сопровождаются острыми респираторными инфекциями (ОРИ) или гриппом. Какая же разница ОРИ и  гриппом?

ИзображениеОстрое респираторная инфекция охватывает большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга, имеющих сходную клиническую картину с гриппом, но вызывают эти заболевания более 200 совершенно других вирусов.

Грипп – это острое респираторное заболевание, возбудителем которого являются вирусы гриппа нескольких типов (А, В и С).

Грипп – болезнь, с которой знаком каждый. Практически нет людей, которые хотя бы раз в жизни не болели бы гриппом. Грипп коварен и опасен, прежде всего, развитием серьезных постгриппозных осложнений (бронхитов, пневмоний, поражений сердечной мышцы и т.д.), а также обострением уже имеющихся хронических заболеваний. Не исключены и смертельные исходы. Особенно, это касается ослабленных людей, лиц пожилого возраста и  детей.

 

Пути передачи гриппа

Больной гриппом человек с первых часов заболевания является источником инфекции. Вирус передается воздушно-капельным путем. При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа. Заражение может происходить через предметы обихода (полотенца, носовые платки, посуду).

После заражения инкубационный (скрытый) период составляет от нескольких часов до 1-2 дней при гриппе А и до 3-4 дней - при гриппе В.

ИзображениеОсновные симптомы гриппа

появление озноба;

внезапное резкое повышение температуры тела;

общее недомогание;

боль в мышцах;

головная боль (преимущественно в области лба);

вялость или возбуждение;

покрасневшие глаза и лицо;

сухое навязчивое покашливание;

заложенность носа с незначительными выделениями.

 

Самолечение при гриппе недопустимо, особенно для детей и лиц пожилого возраста. Предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными. Только врач может правильно оценить состояние больного. Поэтому необходимо сразу вызвать врача на дом. Госпитализации подлежат больные с тяжелым течением болезни и осложнениями, а также страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и других систем. Если врач настаивает на госпитализации – не стоит отказываться.

Изображение

При более легком течении заболевания возможно лечение в домашних условиях. Лекарственные препараты должен назначить врач. Какие медикаменты нужны - решает врач в зависимости от состояния организма. Выбор и назначение лекарств зависят также от признаков и тяжести заболевания.

Больные должны соблюдать постельный режим в течение всего лихорадочного периода во избежание осложнений. Необходимо неукоснительно выполнять все рекомендации врача, своевременно принимать выписанные лекарства.

Температура воздуха в комнате, где находится больной, должна быть 20-21ºС, а во время сна - ниже; частое проветривание облегчает дыхание, уменьшает насморк.

ИзображениеПитание не требует особой коррекции. Питьевой режим имеет немаловажное значение. Больной теряет много жидкости с потом, при дыхании, поэтому он должен много пить: чай, морсы, овощные отвары.

Больной должен быть изолирован на 7 дней, в домашних условиях – в отдельной комнате.

Предметы обихода, посуду, а также полы необходимо протирать дезинфицирующими средствами, уход за больным – проводить в марлевой  (или одноразовой) повязке.

 

Меры профилактики и защита

В Республике Беларусь создана система мероприятий, предусматривающих комплексную защиту населения от гриппа. Комплексный характер защиты населения от гриппа предполагает, в первую очередь, специфическую профилактику с использованием вакцин, неспецифическую профилактику с использованием лекарственных препаратов, проведение противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции, а также проведение оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий.

Специфическая профилактика.

Единственным научно обоснованным эффективным методом предупреждения гриппа является вакцинация. Ее преимущества очевидны. Прежде всего, это строгая специфичность вакцин к наиболее актуальным в сезоне штаммам вируса гриппа. Вакцинопрофилактика более чем в 2 раза превышает эффективность неспецифических средств профилактики. Не требует значительных материальных затрат, так как прививка проводится однократно или двукратно (детям). Вакцины применяются более 50 лет, за этот период их безопасность и эффективность возросли. Все разрешенные вакцины в Республике Беларусь проходят лабораторный контроль качества.

Неспецифическая профилактика.

Отмечено, что профилактическая поддерживающая терапия тоже  важна в период эпидемии гриппа и ОРИ. Конечно, закаленные люди менее подвержены респираторным заболеваниям. Болезни подстерегают тех, у кого слабые защитные силы и иммунитет.

Рекомендуется повышать защитные силы организма, заниматься физической культурой. При выполнении упражнений, выделяемый пот выводит токсические вещества. Ускоряется обмен кислородом между кровеносной системой и легкими.

ИзображениеНемаловажное значение имеет закаливание. Очень хорошо по утрам принимать контрастный душ. Но если это сделать невозможно, просто обмойте холодной водой шею, уши, затылок, а затем насухо вытритесь. Можно обтереть все тело сначала влажным, а затем сухим полотенцем. После теплого душа неплохо обмыть ноги холодной водой, после чего хорошо их растереть, надеть теплые носки и быстро походить минут 15-20. Эта процедура особенно полезна, если вы пришли домой с мороза или чувствуете первые признаки заболевания.

Не последнее значение в период подъема острых респираторных инфекций и гриппа имеет правильное питание, которое благоприятно воздействует на работу желудочно-кишечного тракта и, следовательно, помогает выведению из организма вредных бактерий и микробов. Следует включать в рацион больше фруктов, овощей, зелени, богатых витамином С (капуста, как свежая, так и квашеная, свёкла, лимон, смородина), обогащать блюда растениями, содержащими большое количество фитонцидов (лук, чеснок, петрушка, сельдерей).

ИзображениеВ это время желательно увеличить прием молочнокислых продуктов. Особенно это важно для людей пожилого возраста, тех, кто страдает хроническим насморком, бронхитом, сенной лихорадкой.

А вот рафинированные продукты, в частности мучные изделия из высоких сортов пшеницы, следует ограничить. Для профилактики гриппа и ОРЗ полезны соки, морсы, кисели из малины, смородины, клюквы. Их можно пить вместо воды без ограничения в течение всего дня и взрослым, и детям. Питьё должно быть обильным и теплым. Помимо указанных напитков очень полезны чаи на основе трав с добавлением меда, лимона.             Исключительно полезным  лекарственным средством и антиоксидантом является шиповник. Употребление шиповника способствует укреплению иммунитета,  оздоровлению пищеварительной системы. Особенно полезно употребление шиповника в холодное время года, когда организм так нуждается в витаминах и укреплении иммунитета.

Витамина С в шиповнике содержится больше, чем в цитрусовых и черной смородине. Богат он каротином, железом, калием, фосфором, марганцем и магнием. Содержит шиповник дубильные вещества, фитонциды, органические кислоты и антиоксиданты.

Следует уменьшить употребление алкоголя и курение. Во время злоупотребления алкоголем подавляется иммунная система. Это приводит к предрасположенности к осложнениям. По статистике люди, которые курят, чаще болеют гриппом и страдают от его осложнений. Дым табака сушит слизистую носовых проходов и парализует функцию выведения вирусов гриппа из носа, бронхов, легких. Причем заметное снижение иммунной системы наблюдается даже  при пассивном курении(если вы сами не курите, но находитесь рядом с курящим человеком).

В этом период важно не переохлаждаться. Особенно это касается ног. Работа организма устроена так, что это подавляет защитные силы организма. Благодаря чему, вирусы легко проникнут в организм. Необходимо носить одежду и обувь  соответственно погоде.

Если произошло непредвиденное переохлаждение, рекомендуется как можно скорее принять горячую ванну или душ, прогреть максимально ноги и принять горячий чай с лимоном.

В общем-то, вирусные эпидемии характерны для периода наступления холодов, главным образом из-за совместного влияния двух факторов - переохлаждения и высокой концентрации вирусов в помещениях, которые меньше проветриваются по сравнению с летом. Регулярное проветривание помещения является важным условием в профилактике гриппа.

ИзображениеЦентральное отопление сушит слизистые оболочки, и как результат – организм становится больше уязвимым к вирусам ОРB и гриппа. На работе в помещении часто находится много людей, что приводит к большому количеству циркулирующих микробов.

Проветривание улучшит состояние слизистых оболочек и уменьшит от микробов в воздухе.

 

Для того чтобы организм был крепким, ему нужен также полноценный сон.

Не забывайте о правилах личной гигиены.

Изображение Большая часть вирусов гриппа передается прямым контактом. Например, инфицированный чихнет в руку, потом прикоснется к телефонной трубке, компьютерной клавиатуре, дверной ручке и т.д. А микроорганизмы способны жить на предметах от нескольких часов до нескольких недель! И поэтому они могут легко попасть в организм незараженного человека. Не прикасайтесь немытыми руками к носу, глазам, рту! Руки нужно мыть как можно чаще. Если нет возможности вымыть под краном, протирайте влажными салфетками или желательно применение специальных антибактериальных средств.

 

Если вы выполните большую часть приведенных выше рекомендаций профилактики ОРИ и гриппа – прекрасно! И тем не менее не искушайте судьбу – избегайте контакта с людьми, которые выглядят больными (часто чихают, кашляют, с признаками жара).

Кроме того, старайтесь избегать нахождения в местах скопления людей в период эпидемии, а если это невозможно, то перед выходом из дома необходимо смазывать носовые ходы оксолиновой мазью. Стараться в этот период не посещать массовые мероприятия, особенно те, которые проводятся в помещениях.

 

Соблюдайте правила респираторного этикета.

 

Не ленитесь, заботьтесь о себе — и простуда и грипп Вам не страшны!

свернуть

Профилактика энтеробиоза

Энтеробиоз – это паразитарное заболевание, вызываемое мелкими, до 1 см, гельминтами (глистами) – острицами.

Острицы живут в тонком и толстом отделах кишечника, иногда в очень большом количестве – до нескольких сотен, и даже тысяч.

Больной энтеробиозом загрязняет нательное и постельное бельё, окружающие предметы, пищевые продукты и тем самым заражают окружающих его людей. Яйца могут сохраняться на игрушках, книгах, мебели в течение месяца.

Высокая контагиозность энтеробиоза, лёгкость заражения при контакте с больным и устойчивость яиц остриц во внешней среде обусловливает широкое распространение этих гельминтов в детских коллективах: яслях, детских садах. Дети становятся бледными, капризными, отстают в весе и росте, плохо спят.

        Характерным симптомом энтеробиоза является зуд в области заднего прохода им промежности. У школьников данное заболевание становится причиной рассеянности, ухудшения внимания и памяти, снижения успеваемости.

        Диагноз энтеробиоза устанавливают при обнаружении яиц остриц, в складках кожи   вокруг ануса методом соскоба.

        При выявлении энтеробиоза срочное лечение антигельминтными препаратами должны пройти не только больные, но и лица, находившиеся с ними в тесном контакте.

        Необходимо помнить , что лечение больных энтеробиозом различными лекарственными препаратами становится совершенно бесполезно, если не выполняются элементарные правила личной гигиены. Люди, заразившиеся острицами и не соблюдающие правила личной гигиены, не избавляются от этих паразитов  в течение многих лет, так как самозаражение постоянно повторяется.

Чтобы избавится от остриц, необходимо в течение месяца соблюдать простые и всем доступные правила:

  • ногти пальцев рук должны  быть коротко острижены, необходимо следить, чтобы ребёнок не брал пальцы в рот;
  • тщательно мыть руки с мылом перед едой и после каждого посещения туалета;
  • спать в отдельной постели в плотно прилегающих на бёдрах и поясе трусах;
  • ежедневно(утром и вечером) подмываться водой с мылом, менять или проглаживать горячим утюгом нательное и постельное бельё;
  • регулярно проводить влажную уборку помещений и мебели в них. обрабатывать горячей водой с моющими средствами дверные ручки, краны, умывальники в туалетах, горшки;
  • детские игрушки мыть в горячей воде с мылом или содой; мягкие игрушки, неподдающиеся мойке, а также ковры,  лучше на этот период убрать.
свернуть

Норовирусная инфекция

Норовирусная инфекция

В зимне-весенний период года одной из частых причин заболевания кишечными инфекциями являются вирусы. Существует несколько разновидностей кишечных вирусов, в том числе норовирусы.

ИзображениеПо частоте возникновения заболевания норовирусная инфекция находится на втором месте после ротавирусной инфекции.

Возбудитель норовирусной инфекции впервые был выделен в 1972 году в городе Норволк, штат Огайо, США, в связи с чем сначала назывался Норволк-вирусом. Норовирусная инфекция поражает все возрастные группы. Наиболее восприимчивы к норовирусу физически ослабленные лица, пожилые люди и дети.

Во внешнюю среду норовирусы выделяются с фекалиями и рвотными массами.

Особенностями норовирусной инфекции являются:

длительное сохранение жизнеспособности вирусов на различных поверхностях, предметах;

низкая инфицирующая доза (достаточно попадания в организм единичных вирусов, чтобы вызвать заболевание);

короткий инкубационный период заболевания  (от нескольких часов до двух суток);

высокая восприимчивость людей к инфекции.

Заражение норовирусной инфекцией происходит, как и при любой кишечной инфекции:

пищевой путь (например, при  употреблении в пищу немытых фруктов, овощей, зелени, морепродукты);

водный путь (при употреблении воды, льда, содержащих вирус, при заглатывании воды во время купания в открытых водоемах);

контактно-бытовой путь (вирус попадает в организм через немытые руки, предметы обихода, посуду и т.д.).

Инкубационный (скрытый) период при норовирусной инфекции составляет от нескольких часов до двух-трех суток.

Заболевание начинается остро. Может отмечаться повышение температуры до 38,0°С, как правило, с ознобом, ломотой в теле, мышечными болями, головокружением и головной болью. Отмечаются тошнота, многократная рвота, жидкий стул. Обычно симптомы норовирусной инфекции проходят через 12-72 часа.

После болезни организм вырабатывает иммунитет к вирусу, но на очень короткий период, около 8 недель. После этого срока человек может снова заразиться норовирусом и заболеть.

Профилактика норовирусной инфекции

На данный момент вакцины от норовирусов не существует, поэтому с целью профилактики данной инфекции необходимо:

строго соблюдать правила личной гигиены, чаще и тщательно мыть руки с мылом, особенно перед едой и после посещения туалета;

использовать кипяченую, бутилированную воду или воду гарантированного качества;

овощи, фрукты, ягоды тщательно мыть перед употреблением кипячёной водой;

Изображениеиспользовать только чистую упаковку (полиэтилен, контейнеры для пищевых продуктов и т.п.);

не приобретать продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли;

соблюдать правила гигиены при приготовлении горячих и холодных блюд, сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, особенно скоропортящихся;

сырые продукты и готовую пищу следует хранить раздельно;

скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике при температуре от +2°С до +6°С;

постоянно поддерживать чистоту в жилище;

при купании в водоемах и бассейнах не допускать попадания воды в рот.

Норовирус весьма жизнестоек: влажная уборка с обычными моющими средствами не обеспечивает его уничтожение, вирус устойчив к высыханию, замораживанию, нагреванию до +60°С и погибает только от хлорсодержащих дезинфицирующих средств, поэтому, если кто-то из членов семьи заболел норовирусной инфекцией, то очень важно:

не реже одного раза в день проводить влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств, а также всех поверхностей, с которыми контактировал больной человек (корпус кровати, прикроватные столики, санузлы, дверные ручки и т.д.);

выделить больному личное полотенце, отдельную посуду;

посуду, моющиеся предметы, которыми пользовался больной, а также игрушки (если заболел ребенок) нужно мыть с добавлением дезинфицирующих средств, посуду после мытья обдавать кипятком.

Подобное соблюдение правил гигиены позволит избежать дальнейшего распространения инфекции и повторного заражения людей.

свернуть

Профилактика ротавирусной инфекции

Аскаридоз

Государственное учреждение

 «Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии»

ВНИМАНИЕ! АСКАРИДОЗ!

     АСКАРИДОЗ – это инфекционное заболевание, вызываемое круглыми червями – аскаридами, которые являются наиболее распространенными гельминтами человека.

      Человек, заражённый аскаридозом, является источником распространения заболевания. С испражнениями человека яйца гельминтов могут попадать в почву и развиваться там до инвазионной стадии в течение  3-6 недель. Яйца аскарид могут  сохраняться жизнеспособными в почве течение 10 лет и более.

     С загрязнённой почвой инвазионные яйца попадают на руки(особенно много яиц гельминтов накапливается под ногтями пальцев) , овощи, фрукты, ягоды , а также на другие продукты питания, в водоёмы , на траву.

     У больного аскаридозом появляется слабость, головокружение, головные боли, раздражительность, бессонница, анемия. Нередко у больных изменяется аппетит, наступает расстройство желудочно-кишечного тракта.

     Особенно вредно глистные заболевания отражаются на здоровье  детей, которые заражаются значительно чаще, чем взрослые.

     Организм ребёнка слабее сопротивляется вредному воздействию паразитов. Дети отстают в развитии и росте, становятся капризными. Глисты оказывают отрицательное внимание на умственные способности детей – у них слабеет память, они отстают  в учёбе.

     Диагноз аскаридоза устанавливается с помощью врачебного осмотра больного, микроскопического исследования кала на наличие  яиц гельминтов. Больному аскаридозом для того, чтобы избавиться от паразитов, необходимо принимать противоглистные  препараты по схеме, назначенной врачом. Помните, самолечение может нанести вред вашему организму.

     Для того, чтобы предохранить себя и своих близких от заражения аскаридозом, необходимо соблюдать правила личной гигиены:

  • мыть руки с мылом перед едой, после контакта с землёй на огороде, в саду, детям – после игр с песком, после пользования туалетом;
  • не позволять детям брать пальцы в рот и грызть ногти. Ногти нужно коротко стричь;
  • тщательно мыть овощи, фрукты, ягоды, огородную зелень в проточной воде;
  • пить только кипячёную воду;
  • вести борьбу с мухами, защищать от них продукты питания;
  • не удобрять почву на огородах, в садах не обеззараженными фекалиями.
свернуть

Лямблиоз

ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО ВОСПИТЫВАТЬ УСТОЙЧИВЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ.

 

Государственное учреждение

 «Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии»

ОСТОРОЖНО! ЛЯМБЛИОЗ!

    ЛЯМБЛИОЗ - распространённое инфекционное заболевание, которое вызывают лямблии – одноклеточные паразиты, попадающие в кишечник человека из внешней среды. Лямблии обитают в верхнем отделе тонкого кишечника.

     Цисты лямблий устойчивы и способны сохраняться во  внешней среде боле 2 месяцев.

     Источник лямблиозной инвазии – больной человек или животное.

     Заражение человека происходит при проглатывании лямблий.

Пути передачи:

    Водный – основной. Заражение происходит через воду поверхностей водоёмов, питьевую воду.

    Контактно-бытовой. Характерен для детских образовательных учреждений. Факторами передачи являются руки детей и персонала, их ковры, игрушки, поверхность мебели, поверхности туалетов.

    Пищевой – наименее значим. Возможно заражение при местном загрязнении цистами лямблий  продуктов, которые не подвергаются термической обработке (салаты и т.п.)

Факторы передачи (т.е. то, через что может произойти заражение):

  • почва;
  • вода;
  • загрязнённые руки;
  • игрушки, одежда;
  • загрязнённые продукты питания;

Распространению цист лямблий способствуют насекомые:

  • мухи;
  • тараканы;
  • мучные хрущаки;
  • навозные жуки;

Предрасполагающие к лямблиозу факторы:

  • белковое голодание;
  • углеводная диета;
  • употребление большого количества сахарозы;
  • нарушение иммунитета;
  • наркомания.

Группы риска в отношении заражения лямблиозом:

  • дети до 9 лет, мальчики заражаются в 2 раза чаще;
  • больные с нарушением функции поджелудочной железы, желудка и печени;
  • лица, имеющие такие вредные привычки, как: держать палец во ржу, грызть ногти, карандаши, ручки;
  • профессиональные группы риска(работники ассенизационной  службы, зверопитомников, зоопарков.

Последствия лямблиоза:

    высокая частота случаев бактериальной инфекции (пневмонии, бронхиты, отиты, ангины,  стоматиты).

Как проявляется лямблиоз?

    Чаще всего диагноз «лямблиоз» устанавливают детям дошкольного и школьного возраста, однако нередко болеют и взрослые люди, пренебрегающие правилами личной гигиены:

    со стороны желудочно-кишечного тракта: горечь или сухость во рту, тошнота, неустойчивый стул, боли в эпигастральной области, возле пупка, снижение аппетита;

    со стороны нервной системы: головные боли, раздражительность; недомогание, быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность;

    проявление в виде аллергозов (бронхиты, бронхиальная астма) и аллергодерматитов (нейродермит, кожный зуд, крапивница).

     Диагностика лямблиоза проводится с помощью лабораторного исследования кала на лямблиоз.

Для профилактики лямблиоза необходимо:

  1. Мыть овощи, фрукты со щёткой, ополаскивая кипячёной водой.
  2. Тщательно мыть руки после посещения туалета.
  3. Обучать детей(как можно раньше) гигиеническим навыкам ежедневно принимать душ, правильно мыть руки.
  4. Искоренять вредные привычки(грызть ногти, карандаши, мелкие игрушки. Сосать палец).
  5. Заводить животных в доме только тогда, когда дети  овладеют достаточными гигиеническими навыками.
  6. Приводить регулярно  дегельминтизацию своим домашним  питомцам ветеринарными препаратами.
  7. Пить только кипячёную или бутилированную воду.
  8. Не купаться в неизвестных водоёмах.
  9. Не позволять детям и вашим близким взрослым(пирожки, мороженное).
  10. Не разрешать ребёнку играть в песке или  земле, если вы не уверены в безопасности.
  11. Избавляться  от лямблий одновременно всей семьей для предотвращения повторного заражения от больного человека.
свернуть

Профилактика кожных заболеваний

поделиться в: