РУС БЕЛ ENG

Для педагогов

Памятка для педагогов

Что может сделать и на что обратить внимание учитель в ситуации предупреждения детского суицида?

                Ни один ребенок не принимает решение уйти из жизни за считанные часы. Решение “зреет” не один день и даже не неделю. Своими действиями и поступками дети в это время взывают о помощи.

Что надо знать классному руководителю и учителям и на что обратить внимание, чтобы выявить подростка, склонного к совершению суицида:

  • Суициду предшествуют кратковременные, объективные незатяжные конфликты в сфере близких отношений – в семье, с родителями, в школе, с учителями и одноклассниками, в группе товарищей по досугу.
  • Сам суицидальный поступок воспринимается подростком в “романтическо-героическом ореоле”: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение.
  • Суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нём есть признаки “игры на публику” (способ получить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других).
  • Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.

 

                Основные признаки возможного планирования суицида подростком:

  • Разговоры подростка на темы смерти, самоубийств; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни; рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами и крестами; письма или разговоры прощального характера или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я всем обуза…» и т.д.)
  • Склонность к бескомпромиссным поступкам; деление мира на «черное-белое»
  • Снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессии, стрессовым состояниям, болезни и т.п.), что часто выражается в резком снижении успеваемости в школе или приеме наркотиков, алкоголя
  • Наличие примеров самоубийств в ближайшем окружении подростка (родители, друзья); имеется неосознанное желание воссоединиться с умершими
  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.

 

При этом надо обязательно следует обратить внимание на особенности поведения подростков:

  • Возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, но с элементами суеты и спешки
  • Внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и близким
  • Депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению, частый уход от своих обязанностей, бессмысленное проведение времени с оцепенением и сонливостью
  • Выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя и свой поступок
  • Отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»)
  • Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде
  • Раздаривание ценных вещей или денег

 

Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:

  • Безнадзорность, отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка
  • Неблагоприятное положение ребенка в семье: отвержение или назойливая опека взрослых; жестокость , критика любых поступков
  • Отсутствие близких друзей, отвержение в классе или внешкольных коллективах
  • Серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях – творчестве. Спорте
  • Неразделенная любовь, ревность, измена беременность у девочек

 

Что нужно делать при подозрении на суицид:

                Если вы классный руководитель и отметили у себя в классе подростка, который вызывает у вас тревогу. То для начала следует выполнить ряд действий:

  • Крайне осторожно поговорить с друзьями. Одноклассниками, не раскрывая цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению
  • Поговорить с другими учителями школы, работающими в данном классе: не замечали ли они особенностей в поведении подростка
  • Найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, поговорить с родителями, близкими, оценить состояние семейной атмосферы и наличие конфликтов
  • Если подросток посещает секцию, кружок, пообщайтесь с руководителем. Обсудите успехи и проблемы поведения
  • Проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите на тему будущего, жизненных планах, профориентации; отношения к компьютерным играм. В ходе беседы оцените реакцию подростка, вызвавшего у вас подозрение
  • Поговорите с самим подростком, найдя нейтральный повод для беседы. Например, о результатах учебы по какому-то предмету, постепенно перейдя в разговоре на наличие у него каких-то проблем.

 

Все действия необходимо проводить крайне осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения обоснованные, то они могут спровоцировать совершение суицида. А если необоснованные, то вызвать нежелательные разговоры, способные навредить вам и подростку.

 

Что делать, если подозрения укрепились:

Если вы классный руководитель и подозрения ваши укрепились, то не следует проблему пытаться решить самому. О своих тревогах необходимо сообщить директору школы и привлечь школьного психолога к принятию срочных мер.

Уважаемые учителя! Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию в классе и в семье!

свернуть

Как распознать жертву насилия

Обычно жертвами сексуальных домогательств являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте ребёнок ещё не вполне чётко понимает происходящее, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребёнок ещё не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребёнка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Распознать признаки сексуального насилия над ребёнком гораздо сложнее, нежели признаки физического насилия. Многие особенности поведения, внешние признаки на теле ребёнка могут говорить как о физическом, так и о сексуальном насилии. Тем не менее, очень важно, чтобы педагоги умели увидеть их в поведении школьника, воспитанника и своевременно принять меры, направленные на помощь им.

На что стоит обратить внимание педагогу?

·                  Частое и/или болезненное мочеиспускание.

·                  Боли и спазмы в животе.

·                  Синяки, особенно вокруг гениталий.

·                  Недержание мочи или мочеиспускание ночью.

·                  Хронические пищевые расстройства, анорексия.

·                  Попытки самоубийства.

·                  Членовредительство.

·                  Плохое отношение к себе, отказ заботиться о себе.

·                  Ночные кошмары, бессонница.

·                  Панические атаки.

·                  Навязчивое мытье, одержимость чистотой.

·                  Отказ говорить (элективная немота).

·                  Неожиданные изменения в поведении.

·                  Побеги из дома.

·                  Школьные прогулы.

·                  Страх мужчин или конкретного мужчины.

·                  Ухудшение успеваемости.

·                  Регрессия к более раннему поведению.

·                  Засыпание в школе.

·              Несвойственное ребёнку поведение, которое можно воспринять как сексуальное.

·              Неадекватные  возрасту  или   слишком   детальные  знания  о   сексе, проявляющиеся в играх, разговорах, рисунках.

·                  Рисунки с деталями, символами, связанными с сексом.

·                  Сопротивление физическому осмотру.

·              Боязнь конкретного человека или страх остаться один на один с конкретным человеком.

Факторы риска  в отношении сексуального насилия над ребенком, доступные для наблюдения педагогом:

  • Депрессия или психическое заболевание матери.
  • Мать, подвергавшаяся сексуальному насилию в детстве.
  • Приёмная дочь, которая приняла на себя роль матери.
  • Семья беспорядочная, неорганизованная или социально изолированная.
  • Отец, неадекватный или агрессивный.
свернуть

Профилактика суицидов в школе

Памятка для педагогов

 

 

 

Суицид                –               умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

 

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не

обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).

  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

 

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение,        тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).

 

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка,                                 переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком:

№ п/п

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким

безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же

может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и

пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо- трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

 

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не

всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Телефон доверия: 170

Служба экстренной психологической помощи г.Гродно

 

8 017 290 44 44

Кризисная линия доверия

 

свернуть