РУС БЕЛ ENG

Рекомендации психолога

Рекомендации педагогам по развитию мотивации у учащихся

Рекомендации педагогам  

 

Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Рекомендация 3. Стратегия "Положительная мотивация".
Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.
Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности"?
Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?
Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.
Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".

Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.
Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".
Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

свернуть

Практические рекомендации для учителей

  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
    Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
  2. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  3. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
  4. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
  5. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
  6. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  7. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
  8. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
  9. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
  10. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
  11. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
  12. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  13. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  14. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
  15. Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!»
свернуть

Способы саморегуляции

Для оптимизации настроения:

"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".

Для настройки на сложный урок:

"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая:

"Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель.»

Ну а если учитель испытал стресс? 

  • Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
  • Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".
  • Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
  • Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
  • Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче...
  • Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
  • По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.
  • Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.
  • Используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.
  • Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".

Будьте терпеливы.

Ставьте себе реальные цели и дайте себе пространство для роста, выучивая за один раз не более одного нового метода. Дайте себе время освоиться с одним методом прежде чем испытывать что-то новое; знайте, если вы попытаетесь сделать слишком многое слишком быстро, это может не получиться. Изменения требуют времени, так что будьте терпеливы сами с собой. Не забывайте, что по-настоящему научиться применять новые навыки и развивать связанные с ними собственные стратегии можно только за несколько лет. Поймите, однако, что время, которое Вы вложите в свой профессиональный рост, не будет потрачено даром.

Празднуйте свои успехи.

Это очень важно - не пропускать мимо радость от успехов в преподавании. Замечайте свои успехи и празднуйте их: ободрите себя хорошим словом или угостите себя чем-нибудь вкусненьким. Разделите свои успехи с Вашей семьей, коллегами - и директор может порадоваться вместе с вами. Также ободряйте Ваших коллег, чтобы они делились своими успехами с Вами.

Уделите себе некоторое время.

Преподавание может истощить Вас, забрать все время и энергию, если Вы это допустите. Добавьте ко всему прочему домашние обязанности, и Вы сможете обнаружить, что у Вас никогда не будет времени, чтобы расслабиться. Однако, уметь расслабляться – необходимо, если Вы собираетесь успешно справляться со стрессами в своей жизни, - включая и те, что исходят из классной комнаты. Иногда Вы должны отводить какое-то время только для себя; пусть это будут всего лишь несколько минут в день, но потратьте их в свое удовольствие.

Не забывайте смеяться.

Запомните хорошенько, что хорошее чувство юмора – это лучшее лекарство от дня, полного разочарований. Овладеть ситуацией зачастую можно лишь поняв ее комичность. Нам никогда нельзя воспринимать себя слишком серьезно или забывать о том, кто мы есть на самом деле. Смейтесь не колеблясь, когда дела идут трудно; это действительно облегчает дело.

Очаровательная в своей доброте сказка-аллегория Антуна де Сен-Экзюпери "Маленький принц" подарила нам немало мудрых истин.  Одна из них гласит: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь!"  Другая предостерегает: "Мы всегда в ответе за тех, кого приручили..."  Третья советует: "Встал утром, привёл себя в порядок - приведи в порядок свою планету!" Ах, если бы наш беспокойный и тревожный мир вспоминал иногда эти строки и задумывался над их смыслом, то количество зла в нём заметно бы уменьшилось, но...если бы...

Профессия учителя несёт с собой огромную ответственность, которую порой так трудно выдержать нашим хрупким плечам, ранимым душам, всему сопереживающим сердцам.

Но мы добровольно взяли на себя эту миссию и гордимся тем, что ежедневно приобщаемся к величайшей тайне - созидания ЧЕЛОВЕКА, только достойным передавая это право - называться УЧИТЕЛЕМ.

Мы хотим быть сильными... мы будем сильными... но как иногда не хватает нам доброго слова участия, ободряющего жеста, мудрого совета...

Итак... когда "сомненье тяжело", обратимся к этой страничке, и тогда, возможно, проблема покажется не столь сложной, ответ придёт сам собой, глаза засияют и внутренний голос уверенно скажет: " Я замечательный учитель, у меня замечательные ученики!"

Поверьте, ради этой минуты стоит жить...

Поэтому так важно сделать шаг, другой, третий ... к обретению душевного равновесия, уверенности, самодостаточности.

свернуть

Стиль педагогического общения

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

свернуть

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

  • Игнорируйте  истерические  реакции.
  • Предупредите  класс,  чтобы  он  не  обращал  внимание  на  ребёнка  в момент  истерики.
  • Хвалите  позитивные  поступки  такого  ребёнка  для  закрепления нового  стиля  поведения.
  • Не  стремитесь  угодить.
  • Не  обращайте  постоянно  внимание  на  его  плохое  настроение—ему этого  и  надо  (подсознательно).
  • Чаще  давайте  понять,  что  он  вправе  сам  решать  и  нести ответственность  за  свои  решения  и  поступки.
  • Займите  такого  ребёнка  таким  видом  деятельности,  чтобы  он  смог своим  трудом  выделиться  среди  сверстников,  а  не  своим поведением,  т.к.  он  жаждет  признания.
  • Если  у  ребёнка  высокий  уровень  притязаний,  определите  круг доступных  притязаний.
  • Этот  ребёнок  требует  много  льгот  для  себя.
  • Не  попадайте  под  его  влияние  и  не  позволяйте манипулировать собой,  т.к.  он  лжив  и  способен   входить  в  доверие.
  • Критикуйте  поступки  ребёнка,  а  не  его  личность,  не  делайте замечания  постоянно—за  несколько поступков—одно  замечание/наказание.
  • Позволяйте  ему проявлять  эмоции  бурно, но  не  грубо,  в  рамках дозволенного.
  •   Усильте  систему  поощрений  и  наказаний (наказание неподвижностью)
  • Если  ребёнок  осознал свой проступок,  то  с  побеседуйте  с  ним. Беседа  должна  быть  запоминающейся.
  •   Устраните  влияние  всепрощающих  взрослых,  требования  должны быть  едины.
  •  Ужесточить  режим,  пресекать  бесцельное  время препровождение.
  • Ребёнок  должен  нести  ответственность  за  помощь  по  дому,  за выполнение  уроков.  Контроль  не  должен  быть  постоянным.
  • Не  позволять  выполнять  другое  дело,  пока  не  завершит  первое.
  • Чётко  ориентировать  ребёнка  в  понятиях  «хорошо»,  «плохо», «надо».
  • Повышайте  самооценку  ребёнка,  уверенность  в  себе.
свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

1.     Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены.

2.     Никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и бранные  слова—это  не  даст им               права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны.

3.     Ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в     зависимость  от  них. Лучше  несколько  дистанцироваться  от  них.

4.     Не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения. Следует   учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции.

5.     Останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте при  минимуме  слов.

6.     Обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения.

7.     Не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны.

8.     Выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково возможное  решение.

9.     Наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в школе.

10. Учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении     элементы  раболепия,  а  перед  слабыми  агрессии.

11. Не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в какой-то  момент   это  перестаёт  действовать  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны.

12. Воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием.

13. Не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях.

Найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после наказания—дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их поступкам.

свернуть